Итоги мониторинга по определению уровня религиозности среди студентов СКГУ

В связи c распространением религиозного экстремизма в современном мире, изучение уровня религиозности в молодежной среде является весьма актуальным.

В октябре-ноябре 2017 года кафедрой «Ассамблея народа Казахстана» был проведен мониторинг среди студентов СКГУ им. М. Козыбаева по определению уровня религиозности.

Цель исследования – выявить уровень религиозности в студенческой среде и отношение студентов университета к религии и вере.

Задачи исследования:

  • Определить уровень религиозного сознания обучающихся.
  • Выявить отношение студентов к религии.
  • Выявить мнение студентов о религиозном экстремизме.

Объект исследования – религиозность студенчества.

Предмет – мнение и отношение студентов СКГУ им. М. Козыбаева к религии, определение уровня религиозности в студенческой среде.

Выдвигаемая гипотеза – уровень религиозности  в молодежной среде имеет тенденцию к росту.

С 30 октября по 10 ноября текущего года был проведен опрос среди студентов бакалавриата дневного отделения всех факультетов и слушателей факультета Foundation по определению уровня религиозности в молодежной среде. 

В опросе приняли участие студенты 1-4 курсов всех факультетов.

Выборка составила 377 человек, что составляет 10% от всего количества студентов очного отделения.  

Факультет

Общее количество

Язык обучения

1-курс    (кол-во человек)

2-курс (кол-во человек)

3-курс (кол-во человек)

4-курс   (кол-во человек)

ФИЭП

 70

каз. яз.

6

5

6

3

рус. яз.

16

15

10

9

 

итого

 

22

20

16

12

ФЕСН

 68

каз. яз.

17

9

6

3

рус. яз.

9

8

7

9

 

итого

 

26

17

13

12

ПФ

 64

каз. яз.

10

6

6

5

рус. яз.

11

10

7

9

 

итого

 

21

16

13

14

ИТФ

 56

каз. яз.

7

9

11

1

рус. яз.

10

7

5

6

 

итого

 

17

16

16

7

ИЯиЛ

 58

каз. яз.

9

7

8

7

рус. яз.

9

7

5

6

 

итого

 

18

14

13

13

ФИТ

 51

каз. яз.

7

5

8

3

рус. яз.

10

6

6

6

 

итого

 

17

11

14

9

Foundation 

 

 

10

 

 

 

Итого:                     

377

 

131

94 

85

67


Вопросы для разработки анкеты предоставлены Управлением по делам религий Северо-Казахстанской области.

В анкете респондентам был предложен 31 вопрос.

В результате опроса был выявлен уровень интереса к религии в целом (3 вопрос). По  университету:

  • 23,34% студентов в целом ответили, что «меня интересует религия, и я предпринимаю определенные шаги по поиску необходимой информации»;
  • 30,5% - «меня интересует религия, но я ничего не делаю, чтобы узнать об интересующих меня вопросах»;
  • 31,29% - «меня религия особо не интересует»;
  • 14,89% студентов - «вообще не интересует религия» .

Ощущение своей религиозности определили студенты так:

  • «Я практикующий верующий, читаю пятикратный намаз, молитвы (в зависимости от конфессиональной принадлежности)». На этот вопрос ответили  в целом – 7,4% (28 из 377 человек).
  • «Я верующий, но ограничиваюсь религиозными праздниками, редко посещаю мечеть (церковь, синагогу, Дом молитвы)» – 66,8% всех студентов. 
  • Атеистов – 5,57% (21 студент). 
  • затруднились ответить 20% студентов.

Сравнивая вопрос 3 (2 и 3 варианты ответов) и вопрос 5 (2 вариант ответа) можно отметить, что наши студенты в основном считают себя верующими, но ограничиваются праздниками и редко посещают мечеть.

При вопросе о вероисповедании (6 вопрос):

  • 53,84% (203 студента) относят себя к исламу ханафитского мазхаба; 
  • 12,2% (46) считают себя православными; 
  • 22,06% (83 человек) относят себя к другим религиям; 
  • 11,9% (45 человек) считают, что верят в Бога, но не относят себя ни к какому религиозному течению.

В 8 вопросе предлагалось отметить утверждения, которые определяют светскость или религиозность положений. Основное количество респондентов являются менее религиозными и активно выражают свою гражданскую светскую позицию. Данные по вопросу:

  1. «Традиции – это основа нашей этнической культуры и от них ни в коем случае нельзя отказываться» – 70,55% (266 студентов из 377).
  2. «Поклонение духам предков, поездки к святым местам – это неотъемлемая часть наших народных верований, поэтому в них нет ничего предосудительного» – 77,45% (291 студента из 377).
  3. «Чтобы быть правоверным последователем своей веры необязательно одевать религиозное одеяние (хиджаб, никаб)» – 85,14%  (321 от 377).
  4. «Чтобы быть правоверным последователем своей веры, необязательно пропускать для этого учебу/работу» – 85,94% (323 от 377).
  5. «По моему мнению, брак должен быть зарегистрирован в первую очередь в ЗАГСе, а затем в мечети/церкви» – 72,14% (270 от 377).
  6. «По моему мнению, детей необходимо вакцинировать, так как это позволяет выработать иммунитет на инфекционные заболевания» – 88,3% (333 от 377).
  7. «Наше государство светское, поэтому власть и религия должны быть разделены» – 78,77% (297 от 377).
  8. «По моему мнению, каждый гражданин должен исполнять свой гражданский долг независимо от религиозных убеждений» – 81,42% (307 человек от 377).         

Определяя осведомленность студентов о догматах вероучения исповедуемой религии  (9 вопрос), можно подтвердить, что ощущает студент по отношении к религии и вере (вопрос 5):

  • Из 377 студентов 145 (38,46%) ответили, что имеют общие представления. 
  • 99 человек или 26,25% затруднились ответить на вопрос. 
  • Совсем не имеют представления – 12,20% (46 человек). 
  • Владеют начальным уровнем информации 37 человек (9,81%). 
  • И достаточными знаниями обладают 48 студентов (12,73%).

Каковы причины того, что студенты считают себя последователями этой религии? (10 вопрос):

  • 228 человек (60,47%) отметили, что «это  религия моего народа и предков». 
  • 56 (14,85%) студентов затруднились ответить на этот вопрос
  • 39 человек или (10,34%) отметили, что «это их личный выбор им понятны и близки идеи этой религии».

В вопросе (11 вопрос) «Из каких источников информации Вы получили знания, которые сформировали Ваше религиозное мировоззрение?» один респондент может выбрать несколько ответов. Источниками, из которых студенты черпают информацию о религиозных течениях и формируют религиозное мировоззрение,

  • 54,11% студентов назвали, прежде всего, родителей и близких родственников; 
  • 14,5% отметили источниками получения информации религиозную литературу; 
  • 13,79% студентов отметили друзей и коллег; 
  • 12,46% отметили Интернет-ресурсы; 
  • имеют духовного учителя и наставника – 11,93% студентов. 

Следует обратить внимание на вопрос, кто именно является духовными наставниками студентов.

  • 6,8% отметили источниками получения информации печатные СМИ; 
  • 5,8% имеют братьев по вере; 
  • 5% студентов отметили источником информации телепередачи; 
  • 6% студентов выбрали ответ – «другое»; 
  • затруднились ответить на поставленный вопрос 11,4% обучающихся.

В 12 вопросе о знании религиозных лидеров – 90,45% (341 человек) ответили отрицательно, т.е. они их не знают, 24 студента ответили положительно (6,37%).

В 13 вопросе об авторитете в сфере религии – 48 (12,73%) выбрали положительный ответ. Основная часть респондентов дала отрицательный ответ – 316 человек, что составляет 83,81% от общего числа опрошенных.

Таким образом, в университете есть верующие студенты. Они в основном исповедуют ислам. О вероучении узнали от своих родителей или родственников. Основная масса респондентов имеют лишь поверхностное представление о вероучении, их отношение к вере проявляется в участии в религиозных праздниках, религия их интересует, но они ничего не делают, чтобы что-то о ней узнать. Можно предположить, что тех студентов, которые обозначают себя как практикующих верующие, читающих намаз и молитвы, в общем – 28 человек (7,4%).

Есть также студенты, сомневающиеся в Боге (6,6%) и атеисты (5,6%). Их общее количество по вузу составляет 12,2%.

Рекомендации:

  1. продолжить работу по расширению религиозной грамотности среди студентов,  через преподавание элективных дисциплин: «Религиоведение», «Культура и религия» и др.;
  2. сохранить практику проведения факультативов, лекториев по основам религии, организуемых кафедрой «Ассамблея народа Казахстана» для студентов во внеучебное время;
  3. усилить взаимодействие вуза с Управлением по делам религий СКО по профилактике вовлечения студентов в деструктивные религиозные культы;
  4. расширить формы воспитательной работы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма среди студентов на факультетах, в том числе и в общежитиях.

Презентация мониторинга

 

 

 

30.11.2017