Переход к университетской автономии в Казахстане (TRUNAK)

 

TRUNAK
Transition 
to University
Autonomy 
in Kazakhstan

Transition to University Autonomy in Kazakhstan (TRUNAK)

СКГУ им. М. Козыбаева стал участником проекта Erasmus+ «TRUNAK Переход к университетской автономии в Казахстане», финансируемого Европейской комиссией. По итогам III конкурса программы Erasmus+ «Повышение Потенциала Высшего Образования» финансирование  на сумму свыше 9 миллионов евро получили всего семь проектов  с участием Казахстанских партнеров из 19 вузов.

Координатором и грантозаявителем проекта «TRUNAK Переход к университетской автономии в Казахстане» (Transition to University Autonomy in Kazakhstan/TRUNAK)  является казахстанский вуз –  Карагандинский государственный медицинский университет. Выполнение проекта планируется в течении  2017-2020 годов.

Целью данного проекта является создание модели перехода Казахстанских университетов от традиционной формы управления к автономному управлению. Основными результатами проекта будет являться анализ существующей автономии вузов в Казахстане и лучшей практики европейских вузов, разработка базовой модели университетской автономии и рекомендаций по применению данной модели в условиях Казахстана,  распространение опыта и результатов исследования для дальнейшего развития автономии.

Официальный сайт проекта trunak.eu

Буклет проекта TRUNAK: на казахском языке, на английском языке, на русском языке.

Участники проекта:

  1. Министерство образования и науки РК;
  2. Министерство здравоохранения РК;
  3. Европейская Ассоциация Университетов (EUA);
  4. Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева;
  5. Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова;
  6. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза;
  7. Карагандинский государственный медицинский университет;
  8. Медицинский университет Астана;
  9. Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова;
  10. Университет Лунда, Швеция;
  11. Люблянский Университет, Словения;
  12. Университет Ага Хана-Институт по изучению мусульманской цивилизации, Великобритания;
  13. Технический университет Люблина, Польша;
  14. Университет прикладных наук Савонии, Финляндия;
  15. Католический университет Universita Cattolica Del Sacro Cuore, Италия.

Ассоциированные партнеры:

  1. Казахстанская организация медицинской молодежи;
  2. Ассоциация Htacamp (Италия).

 

Рабочая группа СКГУ им. М. Козыбаева 

  • Омирбаев Серик Мауленович, ректор СКГУ им. М. Козыбаева
  • Исакаев Ербол Маратович, первый проректор (с 2018 года)
  • Погребицкая Марина Владимировна, директор Департамента стратегии, качества и интернационализации, менеджер проекта
  • Побежук Наталья Юрьевна, зам. директора Департамента по академической деятельности
  • Олькова Ирина Александровна, зав. кафедрой "Иностранные языки"
  • Сагитдинова Танзиля Камелевна, старший преподаватель кафедры "Германо-романская филология", координатор проекта (2017-2019 годы)
  • Шоткин Рауан Канатович, руководитель отдела международного сотрудничества и интернационализации (2017-2018 годы)
  • Есембекова Динара Темиргалиевна, руководитель отдела стратегии и аккредитации (2017-2018 годы)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

13-17 ноября 2017 года. Установочное совещание в Караганде

13-17 ноября 2017 г. состоялось первое  совещании участников проекта на базе Карагандинского государственного медицинского университета. В ходе совещания была  представлена презентация об СКГУ им. М. Козыбаева. Ректор университета С. Омирбаев ознакомил представителей иностранных вузов и международных организаций с современным состоянием автономии университетов в Казахстане и перспективами ее расширения.

Интервью других участников совещания об автономии университетов:


31 января 2018 года. Двусторонняя встреча с представителями Европейской ассоциации университетов (EUA)

31 января 2018 года в Брюсселе (Бельгия) состоялась Двусторонняя встреча с партнерами проекта «Переход к университетской автономии в Казахстане / TRUNAK» Европейской ассоциации университетов. В совещании приняли участие менеджер проекта Гульдана Ахметова, директор по управлению, финансированию и развитию государственной политики Томас Эстерманн, заместитель директора по вопросам управления, финансирования и государственной политики Энора Прувот и представители финансового отдела. На встрече обсуждалась повестка дня предстоящего семинара, запланированного на 19-20 марта 2018 года в Брюсселе, а также организационные вопросы семинара.


5 марта 2018 года. Мониторинг проекта «Переход к университетской автономии в Казахстане» (TRUNAK) в Караганде

5 марта 2018 года в КГМУ прошел мониторинг проекта «Переход к университетской автономии в Казахстане» (TRUNAK) программы «Эразмус+". Результаты проекта были представлены Шайзаде Тасбулатовой, директору Национального офиса «Эразмус +» в Казахстане и заместителю директора Жанаре Казбековой. 
В ходе встречи были обсуждены  существующие проблемы,  операционные и финансовые трудности, а также определены пути их решения.
В мониторинге приняли участие представители Министерства здравоохранения РК и пяти казахстанских университетов в лице Раушан Досмагамбетовой - ректора КГМУ, Серика Омирбаева - ректора СКГУ им. М. Козыбаева , Ербола Бекмухамбетова - ректора ЗКГМУ им.Марата Оспанова и др. В ходе встречи партнеры по проекту обсудили ход выполнения проекта. Члены рабочей группы проекта подготовили презентации по рабочим пакетам, чтобы ознакомить аудиторию с ходом работы. В докладах были указаны цели и задачи проекта, актуальность целей проекта, эффективность, распространенность и потенциал для устойчивого развития. 


19-20 марта 2018 года. Обучающий семинар на базе  Европейской ассоциации университетов (EUA)

19-20 марта на базе Европейской ассоциации университетов (EUA) в Брюсселе состоялся  обучающий  семинар по исследованию и оценки автономии университетов в рамках реализации проекта Эразмус+  «TRUNAK  Переход к университетской автономии в Казахстане».

Сотрудниками Европейской ассоциации университетов была представлена информация об определении университетской автономии, преимуществах и структурных ее условиях на основе европейского бенчмаркинга.

Партнеры по консорциуму TRUNAK были обучены методологии сбора и анализа информации о текущем состоянии автономии в соответствии с системой оценки автономии, разработанной Европейской ассоциации университетов. Данный подход основан на  анализе индикаторов для четырех областей автономии: организационной, финансовой, кадровой и академической.

Участниками семинара стали представители Карагандинского государственного медицинского университета, Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, Восточно-Казахстанского государственного медицинского университета,  Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова, Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. М. Оспанова, Университета прикладных наук Савонии (Финляндия), Католического университета Universita Cattolica Del Sacro Cuore (Италия), Технического университета Люблина (Польша), Университета Ага Хана-Институт по изучению мусульманской цивилизации (Великобритани), Университета Лунда (Швеция), Люблянского Университета (Словения).

От СКГУ им. М. Козыбаева в работе семинара приняли участие директор Департамента стратегии, качества и интернационализации и менеджер проекта – Погребицкая М.В.,  старший преподаватель кафедры "Германо-романская филология" и  координатор проекта – Сагитдинова Т.К.,  руководитель отдела международного сотрудничества и интернационализации  – Шоткин Р.К.

В апреле и мае 2018 года в рамках дальнейшей  реализации проекта TRUNAK  казахстанские вузы примут участие в исследовании процессов автономии по методологии EAU. Результаты исследования будут проанализированы Европейской ассоциации университетов и представлены  академическому сообществу. На основе полученных результатов , а также опыта европейских стран в сфере развития автономии вузов членами консорциума TRUNAK будет разработана согласованная модель университетской автономии казахстанских университетов.

Презентации


26 апреля 2018 года. Семинар в СКГУ им. М. Козыбаева

26 апреля 2018 года участники семинара в Брюсселе (Погребицкая М.В. и Сагитдинова Т.К.) провели на базе СКГУ им. М. Козыбаева семинар «Методология исследования университетской автономии в рамках реализация проекта TRUNAK Переход к университетской автономии в Казахстане». В программу семинара были включены темы:  «Содержание проекта TRUNAK. Роль и основные задачи СКГУ им. М. Козыбаева в реализации проекта TRUNAK», «Основные результаты проекта», «Методология исследования университетской автономии по модели Европейской Ассоциации университетов». Цель семинара: ознакомление представителей структурных подразделений СКГУ им. М. Козыбаева с методологией исследования университетской автономии.

Презентации


Май  2018 года. Исследование автономии по моделе EUA

В течение мая 2018 года рабочей группой проекта было проведено исследование состояния автономии в государственных вузов согласно методологии EUA. Заполненный исследовательский отчет был переведен на английский язык и представлен в EUA в июне 2018 года.

 


20-21 ноября 2018 года. Международная конференция «Переход к университетской автономии в казахстане: вызовы и перспективы»

20-21 ноября 2018 года на базе Карагандинского государственного медицинского университета состоялась Глобальная международная конференция «Переход к университетской автономии в казахстане: вызовы и перспективы». От СКГУ им. М. Козыбаева в конференции приняли участие ректор Омирбаев С.М., директор Департамента стратегии, качества и интернационализации Погребицкая М.В., старший преподаватель кафедры "Германо-романская филология" Сагитдинова Т.К., заместитель директора Департамента академической деятельности Побежук Н.Ю.. 

На пленарном заседании Омирбаевым С.М. был представлен доклад «Институциональная автономия: точка отсчета и дальнейшие шаги» (доклад). Омирбаев С.М. выступил в роли модератора  мастер-класса 3. Академическая автономия, а также в роле спикера на семинаре-тренинге «Академическая политика вуза в условиях самостоятельности: принципы организации и инструменты реализации» (презентация). Погребицкая М.В. выступила в роле спикера на мастер-классе 2. Кадровая автономия (презентация).

На конференции представители EUA представили Отчет о состоянии автономии казахстанских вузов.


Декабрь 2018 года. Анализ отчета EUA

С целью реализации следующего этапа деятельности проекта Эразмус+ TRUNAK «Соотнесение потребностей казахстанских вузов и существующих моделей ЕС для управления университетами» в СКГУ им. М. Козыбаева распоряжением первого проректора была создана рабочая группа. В состав рабочей группы вошли руководители структурных подразделений, преподаватели, докторанты. От работодателей в состав группы вошел  директор БЦК,  член Наблюдательного совета СКГУ им. М. Козыбаева Шарипов Р.М. 

Рабочая группа провела анализ отчета Европейской ассоциации университетов (ЕАУ) о состоянии автономии казахстанских университетов, обсудила выводы и рекомендации ЕАУ, определив конкретные области университетского управления, на которые негативно влияют действующие правила, подготовила список изменений в предлагаемых рекомендациях и предложениях EUA.

Результаты работы были представлены сотрудникам СКГУ 8 января 2019 года  на Дискуссионной площадке. После обсуждения отчет представлен рабочей группе проекта TRUNAK.

Отчет


4-8 февраля 2019 года. Мастер-класс в Лундском Университете

C 4 по 8 февраля 2019 года рабочая группа проекта приняла участие в международном семинаре, проходившем в Лундском Университете (г. Лунд, Швеция).

Представители пяти казахстанских вузов, университетов Швеции, Италии, Словении и Финляндии вместе с экспертами Европейской Ассоциации Университетов из Франции и Великобритании обсуждали альтернативные модели автономии казахстанских вузов в разрезе основных четырех аспектов деятельности университетов. СКГУ им. М. Козыбаева был представлен ректором университета Омирбаевым Сериком Мауленовичем  и зав. кафедрой «Иностранные языки» Ольковой Ириной Александровной. В результате продуктивной совместной работы  были разработаны рекомендации по изменению элементов системы высшего образования Казахстана для обеспечения академической, кадровой, организационной и финансовой автономии с целью повышения качества и конкурентоспособности образовательных программ вузов РК. 


18 февраля 2019 года. Дискуссионная площадка в СКГУ им. М. Козыбаева

18 февраля 2019 года рабочая группа проекта организовала дискуссионную площадку по обсуждению результатов мастер-класса, который состоялся ранее в Лундском Университете (Швеция). Ректор университета, Омирбаев С.М., представил основные выводы и рекомендации участников мастер класса по дальнейшему изменению элементов системы высшего образования Казахстана для обеспечения академической, кадровой, организационной и финансовой автономии.

Презентация результатов


25 февраля – 1 марта 2019 года. Мастер-класс в Люблянском университете

На базе Медицинского факультета Люблянского университета с 25 февраля по 1 марта 2019 года состоялся воркшоп в рамках проекта Эразмус+ TRUNAK. За основу своей работы группа участников взяла рекомендации Европейской ассоциации университетов и результаты работы консорциума  в Лундском университете. В первой части встречи представители европейских университетов поделились опытом развития автономии в зарубежных системах образования.

Координатор проекта, Hugo Bragioni, отметил, что движение к автономии университетов ­–  это бесконечный процесс во всех странах, и он не имеет завершающей стадии. Все страны имеют свой опыт, часто зависящий от истории страны, традиций в сфере образования, сложившихся взаимоотношений между правительством и университетами. Хьюго обратил внимание, что задача проекта – взять ценный опыт из каждой страны и максимально адаптировать к реалиям казахстанского образования.

Представитель Европейской ассоциации университетов, Enora Pruvot, представила основные результаты анализа автономии университетов в Казахстане. Enora отметила, что если уровень организационной и финансовой автономии казахстанских вузов зависит от их типа, то уровень академической автономии определяется законодательством в одной степени для всех. Максимально высокая степень автономии по результатам исследования оказалась у кадрового направления.

Участникам воркошопа был представлен опыт управления университетами Великобритании, Швеции, Финляндии, Словении и Польши. В многих странах автономия вузов закреплена в Конституции страны. Например, в Конституции Словении, в статье 58, сказано, что государственные университеты и государственные вузы автономны, а порядок их финансирования регулируется законом. В Словении работники университета являются государственными служащими, имеют гарантированный уровень оплаты труда и не должны высказывать свои политические взгляды и предпочтения. Вместе с тем, профессор Люблинского университета Rado Bohinc, отметил, что в ближайшем будущем академическое сообщество Словении хотело бы отойти от статуса государственных служащих.

Европейские вузы в большинстве случаев самостоятельно проводят выборы ректора, активное участие в которых принимают академический персонал и студенты. Критерии отбора ректора также устанавливаются вузами. В большинстве систем образования университеты имеют возможность влиять на объемы принимаемого контингента, как на платной так и на бесплатной основе. Интересным опытом является то, что в европейских вузах студенческое самоуправление принимает более активное участие в управлении факультетами.

Важную роль в управлении рассмотренных университетов играют академические советы – сенаты или ассамблеи. Эти коллегиальные органы создаются на основе выборности и представлены разными группами. Представители от преподавателей и студентов выбираются первоначально на коллегиальных советах факультетов. Обычно в основном академическом совете 60% от общего числа – это профессора, 20% – администрация. 20% – студенты.

Европейский опыт показал, что расширение автономии образовательных учреждений во-многом зависит от активной позиции самих университетов. Важным моментом для новых импульсов расширения самостоятельности является осознание, что результатом это процесса должно быть не сам факт независимости вузов, а изменение качественного уровня образования.

От СКГУ им. М. Козыбаева в воркошопе приняли участие Погребицкая Марина Владимировна, директор Департамента стратегии, качества и интернационализации и Сагитдинова Танзиля Камилевна, старший преподаватель кафедры «Германо-романская филология». Марина Владимировна и  Танзиля Камилевна представили презентацию о модели академической и кадровой автономии казахстанских вузов, разработанную на предыдущем  воркшопе в Лундском университете.

Далее участники встречи были разделены на две группы и в течении нескольких рабочих дней обсуждали возможные варианты расширения организационной, кадровой, академической и финансовой автономии.

В последний день воркшопа были представлены итоги работы в группах, среди которых важным моментом являются предложенные новые варианты процедуры выбора ректора, и совмещении этой процедуры во всех вузах с введением новых стратегических программ развития образования и науки в Казахстане.

Итоги работы в Словении будут переданы на следующий этап проекта – участникам воркшопа в Польше.

В рамках встречи также был заключен договор о дальнейшем сотрудничестве  СКГУ им. М. Козыбаева с Медицинским факультетом Люблянского университета.


3-8 марта 2019 года. Воркшоп в Люблинском техническом университете

На базе Люблинского технологического университета прошел очередной воркшоп по проекту Erasmus+ TRUNAK «Переход к университетской автономии в Казахстане».

С 3 по 8 марта обсуждались вопросы касающиеся управленческой, академической, финансовой, кадровой автономии университетов на примере вузов Европы с возможностью имплементации  имеющихся наработок в вузы Казахстана. Специалисты университетов, таких европейских стран, как Польша, Италия, Великобритания, Финляндия, представили свои действующие системы университетской автономии, консультировали по интересующим вопросам. Например, достаточно интересным было выступление заместителя декана университета Любляны Томаш Марс. Оно было посвящено управленческой, академической и финансовой самостоятельности на уровне отдельно взятого факультета.

Каролина Галазка, финансовый аудитор ЛТУ, представила модель финансирования вузов в Польше. Интересно то, что из 100% поступивших студентов, выпускаются и получают дипломы, как правило 60-70%, что является показателем высоких требований к обучающимся и к качеству образования. Стефания Бруно, с факультета здравоохранения Католического университета Пресвятого сердца в Риме, являлась консультантом воркшопа в вопросах о системе качества образования в Италии, в частности оценка исследований и дидактики: информация о национальном агентстве оценки университетов и научных институтов ANVUR, работающий в качестве органа Министерства Образования. Также Энорой Беннетот был представлен отчет Европейской ассоциации университетов  по переходу к университетской автономии в Казахстане.

Задача группы в Люблине заключалась в рассмотрении работы предыдущих воркшопов  и в выработке своих предложений и рекомендаций. Участники воркшопа поучаствовали в работе Международного семинара «Bioinformatics 2019». Продемонстрированное  оборудование по захвату движения человека  может быть широко использовано в медицине.


28 марта 2019 года. Доклад на Ученом совете

На заседании Ученого совета был представлен доклад «О реализации проекта ЭРАЗМУС+  «Переход к университетской автономии в Казахстане/ TRUNAK». Директор ДСКИ Погребицкая Марина Владимировна представила основные итоги проекта, предложения по расширению автономии вузов и дальнейшие мероприятия по реализации проекта. Презентация.


5-6 апреля 2019 года. Рабочая встреча на базе НАО «Медицинский университет Караганды»

5-6 апреля на базе НАО «Медицинский университет Караганды» в рамках реализации проекта Erasmus+ «Переход к университетской автономии в Казахстане/ TRUNAK» прошла рабочая встреча для обсуждения результатов рекомендаций, разработанных во время проведения семинаров на базе европейских вузов и разработки отчета с представителями Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева и Медицинского университета Караганды, ответственных за реализацию рабочего пакета WP 2.Development.


15-16 апреля 2019 года. Семинар на базе Атырауского государственного университета им. Х.Досмухамедова

15-16 мая 2019 г. на базе Атырауского государственного университета им. Х.Досмухамедова в рамках реализации проекта «Переход к университетской автономии в Казахстане» (TRUNAK) прошел семинар, посвященный разработке базовой модели автономии. Программа первого дня семинара была посвящена представлению результатов рабочего пакета 2. Development, предложений по расширению по 4 типам автономии, обсужденные на семинарах в Словении, Польше, Швеции и механизмов внедрения автономии в университетах Европейских партнеров.

Во второй день казахстанские партнеры совместно с Министерством здравоохранения, европейскими партнерами, Ассоциацией европейских университетов разрабатывали основные принципы построения базовой модели университетской автономии, а также обсуждали вопрос выбора пилотной организации для внедрения модели автономии в Казахстане и дальнейшие шаги.


Публикация разработана в рамках программы Европейского Союза Эразмус + и отражает мнение авторов. Исполнительное Агенство и Европейская Комиссия не несут ответственности за любое использование содержащейся здесь информации.