Феномен её творчества – опережать время

Доктор педагогических наук, профессор

Крылова Людмила Анатольевна родилась 1 февраля 1953 года в Петропавловске. Окончив среднюю школу, поступила в Петропавловский педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Вся сознательная жизнь Людмилы Анатольевны связана с родным краем. Педагогическую деятельность она начала учителем русского языка и литературы в Петропавловской школе №35. В 1974 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. После защиты продолжила трудовую деятельность в Петропавловском педагогическом институте. Крылова Л.А., приобретя большой опыт работы в школе и вузе, в 2001 году защищает докторскую диссертацию по методике преподавания литературы, через некоторое время ей присваивается учёное звание профессора. Людмила Анатольевна является одним из авторов-разработчиков концепции непрерывного гуманитарного образования первой в области школы нового типа: Первой гимназии и дошкольной гимназии, созданной на базе детского сада «Искорка», где руководила экспериментальной творческой лабораторией по апробации методологии проблемного обучения и инновационных программ гуманитарных дисциплин. Более 20 лет преподаются в гимназии и не теряют своей актуальности авторские курсы Л.А. Крыловой: «Художественное созерцание текста» для начальной школы и «Современный литературный процесс» для учащихся старших классов.

В многочисленных исследовательских работах, научных статьях, пособиях и монографиях Людмила Анатольевна раскрывает специфику содержания культурологического, онтологического, ценностно-мировоззренческого аспектов преподавания литературы в школе. Проблема формирования интереса к литературе как к учебному предмету рассматривается учёным в контексте постижения учащимися истории и культуры, общечеловеческих и национальных ценностей. Философская концепция изучения литературы в рамках культуры реализуется через исследование области символического, архетипического и мотивирована на анализ художественного текста как культурного космоса.

Феномен учительского искусства, по мнению профессора Крыловой, состоит в умении вовлечь учеников в сопереживание и сотворчество, поэтому урок литературы должен осознаваться, прежде всего, как диалог. Людмила Анатольевна разработала теорию литературоведческого диалога и определила его классификацию: дискуссионный диалог, эмпатический диалог, интегрированный полилог-исследование.

Более 40 лет служит Крылова Л.А. педагогике и литературе, неустанно сохраняя преемственную связь высшей и средней школы. В её искусстве преподавания – высокая степень эстетической культуры, духовная потребность в совершенстве мастерства и творчества, непрерывное преодоление стереотипа. Поэтому так много новаций в авторской методике интерпретации художественного текста: культурологический аспект преподавания литературы в школе; картина мира в контексте русской классики; осмысление пейзажа как элемента национальной и общечеловеческой культуры. Формирование ценностной основы гуманистического мировоззрения и экологической культуры учащихся в контексте проблем бытия: «человек и эволюция», «человек и мироздание», «человек и ноосфера»; постижение архетипа в диалоге культур; историко-культурный анализ русской классики; исследование лингвопоэтики и семантического пространства художественного текста и др.

Область научных исследований – современные технологии анализа художественного произведения: онтологический, семиотический, мотивный, дискурсивный, нарратологический, аксиологический и др. Аналитика многоуровневой организации эстетического единства художественного мира, отражённого в тексте, не только стимулирует научный поиск, но и оказывается источником решения серьёзной дидактической проблемы литературного творчества учащихся как формы самовыражения личности. Таким образом, сочинение в методической системе Крыловой Людмилы Анатольевны есть продуктивный, творческий способ глубинного прочтения художественного произведения. Тематика и жанры школьных сочинений, разработанные учёным, содержат новизну и актуальность и являются ещё одним открытием в методике преподавания литературы.

Людмила Анатольевна – автор более 20 элективных курсов для высшей и средней школы. Её научные статьи публикуются в Англии, Чехии, Петербурге, Москве, Алматы, Уральске и др. Имя Крыловой Людмилы Анатольевны, как работника просвещения и выдающегося представителя края, внесено в энциклопедию «Северо-Казахстанская область» (2004 г.). Она имеет награды: нагрудный знак «Отличник народного просвещения Казахской ССР» (1986 г.), «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2007 г.), «Большая золотая медаль» (2013 г.).

Медведева Е.А., учитель высшей категории

 Первой гимназии г.Петропавловска